Четверг, 02.05.2024, 14:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Культура Башкортостана

Меню сайта
Новости
Форма входа

Доклад Инновационные технологии на уроках культуры Башкортостана

    На каждом этапе своего развития общество предъявляет системе образования определенные требования, соответствующие научно-техническим достижениям времени. Определяющей чертой современного образования является внедрение в учебный процесс инновационных технологий. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Инновации в сфере образования направлены на формирование творческой  личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

     При изучении предмета КБ использую различные технологии.  При этом приоритет отдаю исследовательской, творческой, проектной деятельности, а также информационно – компьютерным  технологиям.

     Вот уже несколько лет в своей педагогической деятельности наряду с перечисленными  образовательными технологиями успешно применяю тестовые технологии т.е. различные по теме и содержанию КИМ. Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся - вечная проблема образования. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля. Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Ввели его в конце XIX и начале XX веков психологи для определения физических, физиологических и психических особенностей человека.

Слово "тест” английского происхождения, означает измерение.

Англичанин Френсис Гальтон определил основные принципы в развитии теории тестов.

  1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.
  2. Статистическая обработка результатов.
  3. Выделение эталонов оценки.

Французский психолог Альфред Бине считается родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта.

            Проблемой разработки тестов в разное время занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, АЯ. Болтунов, СТ. Геллерштейн, Г. Залкинд, К.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А. А. Смирнова и другие. В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками По мнению П. П. Блонского огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика "Так мне кажется” заменить словами "Я это знаю” или "Я это не знаю”.

 По определению, тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные формы проверки знаний. Но основное их достоинство – это простота и скорость, а также то, что тесты воспринимаются большинством учащихся как своеобразная игра..
      Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные:

  Входящие (входной контрольный срез) данные тесты являются средством актуализации имеющихся знаний, умений, необходимых для последующего освоения содержания учебного предмета. Их уместно использовать не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается освоение нового раздела.

 

     Текущие - направлены на диагностирование хода дидактического процесса, проверку одной из единиц содержания образовательного процесса (знания, умения, опыт), Данные типы тестов используются в повседневной учебной работе. Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся, повышает интерес к учению, чувство ответственности за полученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенные учащимися в ходе урока или на протяжении 2-3 уроков.
    

 

      Промежуточные - позволяют оценить качество освоения  какой – либо темы. Содержание этих тестов основано на большом объеме материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. Педагог может разрабатывать такие тесты самостоятельно, имея для этого необходимые знания и навыки. Такие тесты могут разрабатываться централизованно, например, группой учителей районного методического объединения, на курсах повышения квалификации. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными образовательными стандартами.

 

     Итоговые - предназначены для  контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) или по завершению изучения учебной дисциплины.

 

«Бумажные»- педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее распространены и традиционны как в нашей стране, так и за рубежом. С экономической точки зрения, бумажные тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.

 

«Компьютерные» - педагогические тесты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особенная роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Выявление индивидуальных особенностей ребенка с помощью компьютерных тестов позволяет говорить об их актуальности для современной системы образования, Компьютерные программы, используемые для проведения тестирования, - это инструменты для проведения полного цикла тестирования - начиная с разработки теста и заканчивая учетом и анализом результатов.Одно из главных требований к компьютерным тестам - многовариантность. Многовариантность должна быть двух типов: во-первых, по данным заданий, во-вторых, по порядку их предъявления. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.

 

 

 

Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования. Основные требования, предъявляемые к тестам.

 

Тесты должны быть:

1. Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.

 

 2. Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.

 

3  Правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.

 

4. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.

 

5. Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.

 

6. Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.

 

7. Надежными, т.е. показывать устойчивые результаты в сходных условиях.

 

8. Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения.

 

9. Объективными, т.е. демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля.

 Тесты обученности составляю по всему курсу или по отдельной изучаемой теме в основном по узловым вопросам программы и применяю на всех этапах дидактического процесса. Образовательный, воспитательный характер тестов направлен на реализацию принципов гуманизма и толерантности.  Чтобы добиться развивающего и выравнивающего эффекта и формулировки учебной задачи тесты удобно использовать на первом ориентировочно-мотивационном этапе .Обычно составляю небольшой тест, например, из 6 вопросов. 5 вопросов на активизацию необходимых знаний, а последний вопрос помогает создать проблемную ситуацию, приводит к формулировке учебной задачи. За минимальный срок  я успеваю получить информацию о степени усвоения предыдущей темы, создать мотивацию к усвоению новой темы, оценить знания.


Оптимальны тесты, содержащие 10-12 вопросов при 3- 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.

Для обработки результатов тестирования обычно применяю следующую шкалу: 85% — 100% — «5», 65% — 85% — «4», 40% — 65% — «3», 0% — 40% — «2».

В своей педагогической практике я использую следующие виды тестов:

1. Тест закрытого типа с одним правильным ответом:

 Искусство какого народного певца запечатлено в документальном фильме «Свет сквозь тьму»?

А) С.Абдуллин         Б) М.Хисматуллин           В) А.Султанов        Г) М. Казакбаев

2. Тесты закрытого типа, где несколько правильных ответов:

С какой целью украшались предметы убранства коня у башкир?

А) показать богатство, достаток                           

Б) создать красоту

В) охранять хозяина и коня от неприятностей     

Г) по достоинствам коня судили о хозяине

3. Выделение строки с правильным ответом:

Выделите строку с именами художников - мастеров портретного жанра:

А) А.Тюлькин, Б. Домашников, В.Меос

Б) К.Давлеткильдеев, А.Лутфуллин, Р.Нурмухаметов

В) М.Арсланов, Г.Имашева, Т.Еникеев

4. Тесты на установление соответствия:

 Соотнесите события с датами:

     1. Открытие Башгосфилармонии                                        а) 1926 г.

     2. Декада башкирской культуры в Москве                        б) 1932 г.

     3. Открытие техникума искусства                                      в) 1939 г.

     4. Премьера 1 башкирской оперы                                       г) 1955 г.

   5. открытие национальной студии в Москве                     д) 1940 г.                   

 

5. Отсечение лишнего: 

В жанровую разновидность башкирского эпоса не входит:

А) кубаир        Б) баит         В) иртяк         Г) хикаят         Д) кисса

6. Вставить пропущенные слова:

 Один из самых лучших переводов Корана с арабского на русский язык был выполнен академиком … и издан в 1963 году. Вмето точек подберите нужную фамилию.           

а)И.Ю. Крачковсковским           б) М.И. Веревкиным           в) П.Постниковым

7. Тесты, связанные с заполнением таблицы без вариантов ответов.

 8. Задания с выбором ответа: односложных "да” и "нет” или одного из двух предложенных вариантов. Эти задания проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями

9.Задания со свободным ответом, я их называю «викторина». Задания открытого типа предполагают самостоятельный поиск правильного ответа.                                                          

  1. Искусство представления драматических произведений на сцене.
  2. Главный атрибут (символ) театра.
  3. Как называется богиня театра?
  4. Небольшая музыкальная пьеса комедийного характера.
  5. Как называется первое выступление артиста?
  6. Первая профессиональная театральная  труппа, давшая начало  башкирским и татарским театрам?
  7. Как называется традиционный фестиваль театральных коллективов республики?
  8. Какой театр Башкортостана основан в 14 декабря 1938 года?

10.Задания на завершение (дополнение) высказывания. Подобные задания использую, в основном, на рефлексивно - оценочном этапе урока,например, 9 класс,тема «Исторический эпос».

В основе исторического эпоса лежит … (реальное историческое событие)

Героем исторического эпоса является … (конкретное историческое лицо)

К историческим эпосам относятся сказания, повествующие о … событиях, с участием … лиц.

11.Задания на поиск ошибки. Эти тесты проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, умение применять знания в нестандартной ситуации.

       Каковы преимущества тестовых форм контроля? Тесты дают возможность эффективно использовать время урока, возможность в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся. С помощью тестирования можно легко выявить и корректировать проблемы в усвоении учебного материала. Тесты обеспечивают единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от прошлых учебных достижений и дают возможность сочетания с другими традиционными формами  педагогического контроля. Главное преимущество – это возможность применения современных компьютерных средств тестирования. Тестовые формы контроля являются средством стимулирования деятельности учащихся на уроке. Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем.

Умение составлять грамотные тестовые задания и целые тесты необходимо каждому педагогу.

           Следует отметить, что постоянное использование тестовых заданий  имеет определенные недостатки: использование заданий с выбором ответа непригодна для контроля творческой деятельности; способствует механическому заучиванию, повышает процент угадывания правильного ответа. Краткий ответ не отражает логику рассуждения учащегося.

           Чтобы данные недостатки свести к минимуму, в последнее время часто практикую использование  перспективных (или «открытых» по определению А.Э.Фромберга) тестов. (Здесь 6-11 задания) Они более сложны в ответе и полностью исключают угадывание. Перспективные тесты многими специалистами вообще не воспринимаются как тесты ввиду отсутствия вариантов ответов, но, мне кажется, именно данный вид тестов позволяет тестируемому показать свои знания, умение логически мыслить, анализировать.

         

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz